Наши мероприятия

Посвящение крымскому имени «Романтик победоносных сражений»

…Это давнее? Это прошлое?

День и ночь, жизнь и смерть сошлись.

Накрест сабли, грудь с грудью лошади,

Знамя пламенем рвется ввысь…

Эти строки крымского поэта-фронтовика Бориса Сермана из стихотворения «Бой за знамя (у картины Н.С. Самокиша)» стали лейтмотивом посвящения  крымскому имени «Романтик победоносных сражений», организованного в симферопольской библиотеке-филиале №4 им. М.М. Коцюбинского в преддверии 160-летия со дня рождения Николая Семеновича Самокиша – выдающегося живописца, графика, педагога, чье имя неразрывно связано с Крымом.

Николай Семенович Самокиш родился 25 октября 1860 года, семья жила бедно и мальчика отдали на воспитание деду,  в доме которого под впечатлением увиденных предметов прошлых военных лет и картинок военных действий Николай начал рисовать: «…Здесь впервые заговорило во мне желание рисовать войну, лошадей, пушки, дым и оружие…». Талант настоящего художника помог ему закончить с золотой медалью Петербургскую академию художеств, за время учебы в которой работы юного студента были отмечены пятью серебрянными и двумя золотыми медалями. В апреле 1890 года, в неполные тридцать лет Николаю Самокишу присвоено звание академика  за полотно «Табун на водопое». За картину «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля в войну 1812 года» Самокиш был удостоен золотой медали и награжден поездкой за границу, где он совершествовал свое мастерство.

Когда началась русско-японская война 1904-1905 годов, Самокиш уехал на фронт в качестве художника журнала «Нива» и делал зарисовки тыловой жизни солдат и военных действий. В 1911 году Николай Семенович получает должность руководителя батальной мастерской Императорской Академии художеств и в 1915 году в начале Первой мировой войны уезжает на фронт со своими учениками. Из этой поездки Самокиш привез более 400 работ и фотографий. В годы Гражданской войны Самокиш не покинул родину, а принял новую власть. Он «служил не разным правительствам, а искусству», работал над полотнами, посвящёнными Красной Армии.

В Крыму художник появился весной 1918 года – заболел на фронте острым ревматизмом и врачи посоветовали переехать на юг. «Крымский» период жизни и творчества Самокиша начался с Евпатории, где он лечился и работал, написав более 30 картин, в числе которых «На берегу моря», «Купание красноармейцев в Евпатории», «На пляже». Несколько месяцев он жил в Кореизе и Севастополе, где принимал участие в маневрах Черноморского флота и деятельности местной художественной студии. В этот период зародились картины «Бой у Чонгарского моста» (1923) и «Штурм Перекопа» (1922), были организованы художественные выставки. Окончательно обосновавшись в Симферополе в 1922 году, художник продолжил заниматься живописью, акварелью, книжной и газетной иллюстрацией. Его рисунки появлялись в газете «Красный Крым» (так до 1952 года называлась «Крымская правда») и во многих журналах.

Историки и искусствоведы с именем Самокиша связывают развитие художественного образования и культуры в Крыму. В собственной квартире им была создана учебная художественная студия. 85 лет назад, в 1935 году, в ознаменование 75-летия Мастера, созданной им студии было присвоено его имя, а в  1937 году студия была реорганизована в художественное училище имени академика Н.С. Самокиша (с 1960 года училище находится на улице Тамбовской). Выдающийся мастер батальной живописи в своем духовном завещании наставлял учеников и будущие поколения художников: «Рисуйте правдой, любите свое дело, тратьте на каждое полотно столько времени, пока оно не заиграет перед вами красками подлинно художественного мастерства».

В 1941 году картина «Переход Красной армии через Сиваш» (1935) принесла художнику звание лауреата Сталинской премии СССР. Великая Отечественная война застала Самокиша в Симферополе. Скончался Н.С. Самокиш за три месяца до освобождения Симферополя 18 января 1944 года, похоронен на 1 Гражданском кладбище Симферополя (Старорусское), у храма Всех Святых.

Вниманию читателей и удаленных пользователей  представили краеведческие издания, содержание сведения о жизни и творчестве художника-юбиляра: «Николай Семенович Самокиш» А.И Полканова, «Симферополь – город пользы» Г.А. Бабенко и В.П. Дюличева, двухтомник «Достояние Республики» Людмилы Обуховской,  «Симферополь: Улицы рассказывают» В. Широкова и О. Широкова, статьи из региональных периодических изданий «Крымский журнал», «Крым», «Крымские известия», «Крымская правда». С большим интересом читатели знакомились с художественными альбомами репродукций картин Н.С. Самокиша и его ученика Я.А. Басова. Как с гордостью отмечают составители альбома «Симферопольский художественный музей»: «В музее экспонируются живописные и графические работы… Н.С. Самокиша – мастера батального жанра, замечательного анималиста». В числе оригиналов творений Самокиша, которые можно увидеть только в Симферополе – монументальное полотно «Переход Красной Армии через Сиваш», созданное ровно 85 лет назад, в 1935 году. Картины из альбома «Крымский пейзаж» позволили читателям увидеть Крым глазами Самокиша:  «Евпатория. На даче» (1919), «Евпаторийский дворик» (1920-е гг.), «В Алупке» (1923) и др.

В 1960 году улица Кооперативная в Симферополе  была названа именем Самокиша.

В автобусной рабочей толкотне водителя привычно объявленье…

Названия, что слышали не раз: – Самокиша! Вниманье, парк Тренева!...

Как бы заглавья каменные книг о тех, кто прежде жителями были…

О, вдумайтесь, пожалуйста, на миг в привычное звучание фамилий!

«Улица Самокиша», «Улицы», - эти поэтические посвящения принадлежат перу симферопольца, поэта-фронтовика Анатолия Милявского.  На доме № 32 по улице Самокиша установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922–1944 жил академик батальной живописи Н. С. Самокиш».

За свою долгую творческую жизнь Самокиш написал более 11000 картин, графических работ, тысячи журнальных и книжных иллюстраций к художественным произведениям классиков. Сам Николай Самокиш так оценивал результат многолетней работы: «Я много успел создать, но, кажется, что сделано еще мало, не осуществил всех творческих планов, которые мне подсказывает героическая история нашего народа».