24 марта исполняется 115 лет со дня рождения Клавдии Ивановны Шульженко, певицы, без которой невозможно представить отечественную эстраду ХХ века. «Если у французов была Эдит Пиаф, у немцев Марлен Дитрих, в Штатах Элла Фицджеральд, то у нас была Шульженко. Неповторимая и ни на кого не похожая», – справедливо заметила Эдита Пьеха.
К юбилею всенародно любимой певицы библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя подготовила для своих читателей и удаленных пользователей оду легендарной судьбе «Я так мечтаю Песней остаться».
Будущая певица родилась в 1906 году в Харькове. Ее отец, бухгалтер управления железной дороги, был удивительно музыкальным человеком, играл в любительском оркестре, пел в концертах. «Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг», – вспоминала Клавдия Ивановна. С юных лет девочка мечтала о театральных подмостках. При этом, участвуя в любительских дворовых спектаклях, она обязательно пела – либо по ходу пьесы, либо в импровизированном концерте.
К пятнадцати годам Клавдия твердо решила стать драматической актрисой. После прослушивания у Николая Синельникова, режиссера Харьковского драматического театра, не имея специального образования, талантливая девушка была зачислена в хор театральной труппы. Выступая на сцене, она скоро поняла, что «певица должна быть настоящей актрисой, которая смогла бы играть и в драме, и в комедии. Ведь хорошая песня – это очень часто маленький спектакль». Впервые осознав, что ее основное предназначение – петь, начинающая актриса берет уроки вокала у профессора консерватории Никиты Чемизова. Позже, в автобиографической книге «Когда вы спросите меня…», певица напишет: «Да, я была влюблена в театр, но выбрала песню».
В родном городе Клавдия с успехом концертирует в рабочих клубах и на летних эстрадных площадках, где звучат полюбившиеся композиции «Шахта №3», «Записка», «Кирпичики», «Не жалею», «Красный мак», «На санках». Вскоре ее, уже известную певицу, приглашают выступить на сцене Мариинского театра в Ленинграде (1928), а спустя год молодую исполнительницу с радостью приветствует Московский мюзик-холл.
После успешного дебюта в Москве, дирекция Ленинградского мюзик-холла предлагает певице вступить в труппу театра. В 1937 году она становится солисткой джаз-оркестра под руководством Якова Скоморовского, а через два года побеждает на конкурсе артистов эстрады. Лирические песни «Руки», «Андрюша», «Мама» находят отклик в сердцах слушателей. Первые граммофонные пластинки Шульженко выходят огромными тиражами и моментально раскупаются поклонниками. К 1940 году певица вместе с супругом Владимиром Коралли создает свой собственный джаз-ансамбль, получив возможность составлять концертную программу по своему вкусу и с учетом зрительских симпатий.
Великая Отечественная война застает Клавдию Ивановну и ее ансамбль на гастролях в Ереване, где музыкантами было принято решение вступить в армию. Коллектив певицы получает звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Только за один военный год артисты дают пятьсот концертов, поднимая дух жителей осажденного Ленинграда, выступая на аэродромах и на железнодорожных платформах, в госпиталях и в заводских цехах, в наскоро сколоченных сараях и палатках, трепещущих на ветру, на ладожской «Дороге жизни», часто – прямо на льду, припорошенном снегом. Концерты нередко прерывались вражескими атаками, однако, о тех грозных днях певица сохранила много дорогих сердцу воспоминаний, будь-то букетик полевых цветов, собранный девушками-связистками под огнем неприятеля или ужин на оборонном заводе, когда истощенные рабочие разделили с артистами свой скудный блокадный паек.
12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля. В этом же году певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года – орден Красной Звезды. Благодаря ее непревзойденному исполнению фронтовые песни «Давай закурим», «Друзья-однополчане», «Синий платочек» заслужили всенародную любовь и признание слушателей.
Легендарный «Синий платочек» – песенный символ Великой Отечественной, появляется в репертуаре Клавдии Ивановны в 1942 году и на долгие годы становится визитной карточкой певицы. Знаменательно, что когда в 1976 году во время своего юбилейного концерта семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок, весь зал встал и аплодировал стоя.
Каждый новый день приносил Клавдии Ивановне сотни поклонников, а ее проникновенный голос с особенными душевными оттенками стал настоящим символом эпохи. Свой послевоенный репертуар певица строила из множества песен, созданных прославленными композиторами и поэтами: «На тот большак, на перекрёсток...» Марка Фрадкина и Николая Доризо, «Школьный вальс» Исаака Дунаевского и Михаила Матусовского, «Вальс о вальсе» Эдуарда Колмановского и Евгения Евтушенко.
Первый Всесоюзный фестиваль песни «Крымские зори» подарил крымчанам встречу с легендарной певицей. Фестиваль стартовал 15 августа 1973 года в Ялте, Симферополе, Севастополе, Феодосии, Керчи и Евпатории. В финале заключительного концерта Клавдия Шульженко вместе с Юрием Гуляевым, Муслимом Магомаевым, Иосифом Кобзоном, Юрием Богатиковым исполнила «Марш энтузиастов» Исаака Дунаевского, музыкальная тема которого стала позывными фестиваля.
С творческой биографией удивительной женщины и певицы знакомят материалы из фонда библиотеки, представленные на выставке «Клавдия Шульженко: голос эпохи»: авторские мемуары «Когда вы спросите меня...», книжные издания «Друзья-однополчане», «Музы вели в бой», поэтические сборники и журналы.