15 мая исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова, непревзойденного писателя, драматурга, театрального режиссёра. Достойный продолжатель традиций Николая Гоголя и Федора Достоевского, Антона Чехова и Льва Толстого, он по праву стал классиком русской и мировой литературы. «Мастером быть трудно, но им надо быть обязательно, если ты мнишь себя профессиональным литератором», – утверждал автор, ставший одним из самых читаемых писателей XX века. Романтик и сатирик, философ и фантаст, он каждую написанную строку пропускал через свое сердце, соизмеряя ее с совестью и вечностью.
К юбилею любимого писателя сотрудники библиотеки-филиала №4 им. М. М. Коцюбинского централизованной библиотечной системы для взрослых городского округа Симферополь организовали для членов читательского объединения «Хорошее настроение» литературное рандеву «Я – не писатель, я – Мастер».
«Целую ночь соловей нам насвистывал, / Город молчал и молчали дома. / Белой акации гроздья душистые / Ночь напролет нас сводили с ума» – незабываемый романс Вениамина Баснера и Михаила Матусовского, без которого невозможно представить булгаковские «Дни Турбиных», стал музыкальной прелюдией к рассказу библиотекарей о детстве и юности Михаила Афанасьевича. Будущий писатель родился в 1891 году в Киеве в семье профессора духовной академии, семье «огромной, разветвленной, насквозь интеллигентной». «За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение», – вспоминал Константин Паустовский. Маленький Михаил много читал: Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Салтыкова-Щедрина, Фенимора Купера, и конечно, любимого Николая Гоголя.
Вслед за беззаботными гимназическими годами последовали учеба в Киевском университете (на медицинском факультете), работа врачом в смоленской глубинке, мобилизация в белогвардейскую армию и, как следствие этого, отказ от медицинской практики, посвящение себя литературе и переезд в Москву. Московские годы в жизни писателя стали расцветом его литературного дарования. В 1924–1928 годах Михаил Булгаков создает самые известные произведения: повести «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Роковые яйца», роман «Белая гвардия», пьесы «Зойкина квартира», «Дни Турбиных», «Багряный остров», «Бег». Последние десять лет жизни писатель посвятил работе над своим главным произведением – романом «Мастер и Маргарита». Прощальные его слова были о судьбе неопубликованного творения: «Чтобы знали. Чтобы знали». Лишь спустя двадцать шесть лет после смерти Михаила Афанасьевича, книга была опубликована (в журнале «Москва» в 1966 году). Знаменательно, что в 2021 году исполняется пятьдесят пять лет со времени первой публикации культового романа, о котором Константин Симонов отозвался как о «лучшей вещи Булгакова», подчеркнув, что «если говорить об истории Христа и Пилата, то это вообще одни из лучших страниц русской литературы двадцатого века».
В современном мире Михаил Булгаков признан не только гениальным мастером художественного слова, но и выдающимся мыслителем. Его вдохновляющие цитаты «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые», «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут», «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» не оставляют читателей равнодушными. В ходе мероприятия присутствующие вспомнили мудрые афоризмы Булгакова, а также, не теряющие своей актуальности фразы об «осетрине второй свежести», «разрухе», которая «не в клозетах, а в головах», «квартирном вопросе», испортившем, увы, не только москвичей.
Отдельный интерес участников литературного рандеву вызвал рассказ о крымских страницах жизни Михаила Булгакова. С середины 1920-х годов писатель неоднократно приезжал в солнечный край, был гостем Дома Волошина в Коктебеле, Белой дачи Чехова в Ялте. Есть свидетельства о пребывании Булгакова в декабре 1923 года в Евпатории. По воспоминаниям второй жены писателя, Любови Белозерской, они с Михаилом Афанасьевичем «три раза приезжали в Крым: в Коктебель, в Мисхор, в Судак, а попутно заглядывали в Алупку, Феодосию, Ялту, Севастополь». Булгаков не был в большом восторге от местного курортного сервиса. «В Крыму – зной. Море – как и было. Что же касается питания – продаются открытки», – иронизировал будущий автор «Мастера и Маргариты». В последний раз писатель приезжал в Крым в июле 1930 года, судя по письмам останавливаясь в мисхорском пансионате «Магнолия». Крымские впечатления нашли отражение в его последующих произведениях: очерке «Путешествие по Крыму», романе «Мастер и Маргарита», пьесах «Сильнодействующее средство» и «Бег». Предсмертный замысел пьесы «Ласточкино гнездо» также был связан с Крымом.
Украшением вечера стало путешествие по кино-вселенной Мастера. Гости познакомились с лучшими экранизациями произведений Михаила Булгакова, вспомнили отрывки из кинолент «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» и, конечно, любимой всеми комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
Оживление среди присутствующих вызвал рассказ одного из старейших читателей и друзей библиотеки, крымского писателя Игоря Николаевича Клоссовского о малоизвестных страницах сотрудничества Михаила Булгакова с такими театральными корифеями, как Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.
Информационным сопровождением мероприятия стала выставка-представление «Блистательный как солнце Булгаков» и краеведческий буклет «Скрипкам аккомпанирует море».