19 мая отмечается День русской печи. Библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского представляет вниманию коллег и удаленных пользователей литературно-фольклорный экскурс, посвященный этому празднику.
Этот день – дань уважения печи, которая несколько столетий помогала нашему народу пережить лютые зимы, готовить пищу, лечить болезни, дезинфицировать жилище. Первые печки на Руси появились в IX - X веке нашей эры, а прообраз современной печи, как утверждают археологи, появился около четырех тысяч лет назад, когда человек догадался «запереть» огонь под глиняный свод.
Русская печь – уникальное явление восточнославянской культуры, один из самых ярких символов русского духа, ставших, наравне с другими традициями, достойным персонажем русских былин и сказок, пословиц и поговорок, вошедший в известнейшие произведения отечественной литературы. Наши прадеды просто не представляли себе жизни без печи, которую без преувеличения называли душой дома. Печь обогревала жилое помещение, в ней готовили еду, сушили ягоды, грибы, травы. Мылись в печах, парились как в бане. Русские люди рано приметили её лечебные свойства. Спасала печка-матушка не только от голода, но и от любой болезни и старого, и малого – в печи «допекали» новорожденных младенцев, прогревали больные суставы и спину. Всем известна былина про Илью Муромца, 33 года пролежавшего на печи. Подняли его на ноги калики перехожие, но сил-то он от печки своей набрался!
В сказках утверждается, что если персонаж соприкасается с пеплом или золой печной, то он станет героем. Так, в русской народной сказке «Матюша Пепельной» главный персонаж добротой, храбростью и силойсвоей невесту-царицу завоевал, да ещё и царство в придачу получил. Эту версию подтверждают и «Сивка-Бурка», «По щучьему веленью, по моему хотенью», «Сказка про Ивана-дурака». Не обошел «печной» сюжет и Пётр Павлович Ершов в своей стихотворной сказке «Конёк-горбунок»: «Стало в третий раз смеркаться, / Надо младшему сбираться; / Он и усом не ведет, / На печи в углу поет». Вспомним русскую народную сказку «Гуси-лебеди»: «Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем - в печь, села в устьице».
Идеализацию избяной царицы-печи можно увидеть в «Песне о мечте» на слова Ю.Энтина и музыку М. Дунаевского из любимого детского мультфильма «Летучий корабль»: Маленький домик, русская печка, / Пол деревянный, лавка и свечка, / Котик-мурлыка, муж работящий, / Вот оно счастье, нет его слаще».
Не счесть пословиц и поговорок, в которых присутствует образ печи: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «На печи и зимой красно лето», «Бог не пошлёт калачи, если лежать на печи», «Кто сидел на печи - тот уже не гость, а свой», «Что есть в печи, все на стол мечи» и т.д.
О печи поэтически писал Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»: «Вся комната янтарным блеском / Озарена. Веселым треском / Трещит затопленная печь».
Сергей Есенин в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…» олицетворяет печь, ставя её в один ряд с одушевлёнными предметами, дорогими его сердцу: «Воспою я тебя и гостя, / Нашу печь, петуха и кров… / И на песни мои прольется / Молоко твоих рыжих коров».
О достоинствах русской печки неустанно говорят и современные поэты. Вот отрывок из стихотворения Виктора Поживина «Русская печка»: «Изба крестьянская сиречь – / Сарай, и сени, и дрова, / И русская большая печь, / Как символ счастья и добра».
Как близки и понятны нашему старшему поколению строки крымского поэта-симферопольца Валерия Субботенко из стихотворений «Печка»: «…А мне припомнились давно / Прошедшие года. / В окне совсем еще темно, / А маме – некогда. / Она тихонечко встает, / Чтоб нас не разбудить. / Ей спать забота не дает, / Печь надо истопить…» и «Старый дом»: «Я видел, как ломали старый дом, / Крушил бульдозер ребра и клюицы. / А он стоял, хотя уже с трудом, / Растерянно нам всматриваясь в лица. / Как будто ждал, что вот сейчас придет / Его хозяин и врагов прогонит, / И уж тогда его никто не тронет./ И будет снова день и Новый год, / И будет печка старая топиться…».
«Русская печь» - так назвал свою повесть о подростках военной поры, первой юношеской любви и формировании характера в дни военного лихолетья Владимир Ситников. А книга Марины Улыбышевой «Русская изба. От печки до лавочки» перенесёт читателя на двести лет назад, в девятнадцатый век.
Отмечая этой удивительный праздник, поддержим народные традиции и вспомним добрым словом белую русскую печь – домашнюю труженицу, согревавшую наш народ волшебным животворящим теплом многие столетия.