Наши мероприятия

Юбилейный подиум «Подберу музыку к судьбе»

12 января исполняется 85 лет самому известному композитору на постсоветском пространстве, пианисту, дирижеру, аранжировщику и продюсеру, неподражаемому Маэстро – Раймонду Паулсу.

Чествуя любимого композитора, библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского МБУК ЦБС для взрослых Симферополя представляет своим читателям и удаленным пользователям юбилейный подиум «Подберу музыку к судьбе».

Знаменитый мелодист родился в довоенной Риге в семье Волдемара и Алмы-Матильды Паулсов – потомственного стеклодува и вышивальщицы жемчугом. Приобщением к музыке будущий композитор был обязан отцу и деду, музыкантам-любителям: дед играл на скрипке, а отец – в самодеятельном ансамбле на барабане. Мечтая вырастить второго Паганини, отец определяет трехлетнего сына в детский сад, организованный Рижским музыкальным институтом, где малыш начинает учиться игре на фортепиано.

В десять лет юный Раймонд поступает в музыкальную школу, по окончании которой обучается в Латвийской консерватории, успев заявить о себе, как о талантливом исполнителе. Совмещая учебу с концертной деятельностью, он работает пианистом в эстрадных оркестрах и ресторанах, где поражает присутствующих умением играть без нот, импровизировать. Сказывается увлечение юноши со школьных лет джазом, в который, как впоследствии скажет композитор, он бросился «как в омут».

Пройдет несколько лет и выпускник Рижской консерватории станет художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра (с 1964 по 1971 год), инструментального ансамбля «Модо» (с 1973 по 1978 год). Всесоюзную славу начинающему композитору принесет песня-шлягер 70-х годов «Синий лен», которую вслед за Ларисой Мондрус запоет вся страна. Со временем песни Паулса войдут в репертуар Аллы Пугачёвой и Валерия Леонтьева, Лаймы Вайкуле и Александра Малинина, Ларисы Долиной и Андрея Миронова, Софии Ротару и Николая Гнатюка, а сам автор превратится в непревзойденного мелодиста и любимого композитора эстрадных певцов.

  

Многолетнее сотрудничество композитора с отечественными поэтами Ильей Резником, Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским, Михаилом Таничем, Андреем Дементьевым, Расулом Гамзатовым, Ларисой Рубальской подарило слушателям запоминающиеся песни. Знаменитые хиты композитора «Листья желтые», «Миллион алых роз», «Старинные часы», «Я рисую», «Вернисаж», «Полюбите пианиста», «Танец на барабане», «Бабушка рядышком с дедушкой» не стареют, с течением времени у них появляются новые поклонники.

Творчество Раймонда Паулса не ограничивается популярными песнями, а их в авторской копилке композитора более пятисот. Он создатель множества инструментальных произведений, музыки к балетам и театральным постановкам, мюзиклам и кинофильмам.

Музыкальным украшением мировой литературной классики являются мюзиклы композитора «Сестра Керри» (по мотивам романа Теодора Драйзера), «Шерлок Холмс» (по мотивам произведений Артура Конан Дойла), «Дамский рай» (по мотивам «Дамского счастья» Эмиля Золя). В сердцах зрителей и любителей музыки останется незабываемое участие Паулса в создании кинофильма «Театр» по одноименному роману Сомерсета Моэма. По признанию композитора музыкальные темы к фильмам «Театр» и «Долгая дорога в дюнах» являются его самой главной творческой удачей.

Интересно, что первая встреча Раймонда Паулса с кинематографом состоялся в 1962 году на съемках фильма «Три плюс два», ставшего визитной карточкой нашего полуострова. Действие культовой комедии совместного производства киностудии им. Максима Горького и Рижской киностудии происходит на берегу Черного моря, в Крыму. Здесь же проходили и натурные съёмки (в поселке Новый Свет, Судаке и Алуште). Озвучивать фильм привезли на Рижскую киностудию – одну из лучших в стране. Музыку к киноленте должен был писать композитор Андрей Волконский, который неожиданно покинул съемочную группу, оставив недоработанный материал. Спасая ситуацию, режиссер Генрих Оганесян пригласил к участию в фильме Раймонда Паулса. Мало кто знал в то время, что молодой пианист и аранжировщик, пишет музыку. Именно в картине «Три плюс два» Паулс дебютировал в качестве сочинителя. Музыкант по-своему интерпретировал мелодии Волконского и исполнил партии на рояле в сопровождении оркестра под управлением Хачатуряна.

Искрометная комедия стала лидером проката 1963 года во многом благодаря веселым аккордам Раймонда Паулса. Наполненная солнечным светом и очарованием молодости, кинолента по-прежнему дарит зрителям хорошее настроение.

На съемках кинокомедии зародилась дружба композитора с Андреем Мироновым, которая переросла с годами в творческий союз, подаривший слушателям удивительные музыкальные исповеди «Полюбите пианиста» (на слова А. Вознесенского), «Старые друзья», «Ты полюбишь меня» (на слова Р. Рождественского).

Обладатель множества наград, Раймонд Паулс не раз подчеркивал, что лучшая из них – это внимание зрителей, которым он адресует свою искреннюю, добрую, немного сентиментальную, но всегда мелодичную музыку. Музыку, в которой, по словам Александра Дольского, есть «такая сила, / Такая тягостная власть, / Что стоит под нее подпасть, /И жизнь покажется красивой».