Наши мероприятия

Библио-восхищение «Нежная Павлова! Сильная женщина!»

12 февраля исполняется 140 лет со дня рождения великой русской балерины Анны Павловой, имя которой вписано золотыми буквами в историю мирового танцевального искусства. «Я еще никогда в жизни не видел ничего подобного той не человеческой, а божественной красоте и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации, «порхливости», какие явила Анна Павлова. С первой минуты я был потрясен и покорен простотой, легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов – только красота и только воздушное скольжение, <…> я увидел откровение неба и не был на земле» – так восторженно отозвался Серж Лифарь о выступлении легендарной богини танца.

К юбилею прославленной балерины библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского МБУК ЦБС для взрослых Симферополя подготовила для своих читателей и удаленных пользователей библио-восхищение «Нежная Павлова! Сильная женщина!». Информационным сопровождением мероприятия стала выставка «Анна Павлова: танец и душа». Представленные издания из фонда библиотеки «История русского балета» Веры Красовской, «Слово о танце» Ростислава Захарова, энциклопедические сборники «Историческое досье. Что говорили великие люди друг о друге и о себе», «Балет» знакомят читателей и удаленных пользователей со страницами творческой биографии самой загадочной танцовщицы ХХ века, с момента рождения окруженной легендами и тайнами.

Документы свидетельствуют, что будущая балерина появилась на свет в Санкт-Петербурге в военном госпитале Преображенского полка. Настоящее имя ее отца, отставного солдата Павлова, по некоторым данным, было не Матвей, а Шабетай Шамаш и он являлся представителем караимской общины Евпатории. Кроме этого, в отцы балерине приписывали известного банкира Лазаря Полякова, у которого служила мать девочки, Любовь Федоровна. Сама Анна всю жизнь предпочитала своему официальному отчеству производное от фамилии Павлова – Павловна. В написанной спустя годы автобиографии, балерина, не раскрывая тайну рождения, вспоминает лишь о главном впечатлении детства – походе в Мариинский театр на балет Петра Чайковского «Спящая красавица». После спектакля девятилетняя Аня видела себя только балериной.

 

В 1891 году будущая прима была принята в Императорское театральное училище, хотя педагоги и не были уверены в возможности хрупкой и слабой от природы девочки выдержать суровую школу балета. Только Мариус Петипа пророчески отозвался о славном будущем балерины: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене». Действительно, уже через год юная Анна дебютирует на  театральной сцене, поражая зрителей прыжками и арабесками с непредсказуемой импровизацией.

По окончании учебы, в 1899 году, Анну Павлову зачисляют в труппу Мариинского театра, где балерине доверяют сольные партии в «Спящей красавице», «Эсмеральде», «Жизели». Ее талант быстро получает признание, в 1906 году юная солистка переводится в высший разряд – примы-балерины. Сочетая высочайшую технику с артистизмом и природной грацией, Павлова никогда не повторяется на сцене. Каждое ее выступление отличается от предыдущего, а после исполнения танцовщицей партии Жизели, на мировой сцене утверждается русская Жизель – воздушно-одухотворенная и прекрасно-печальная.

Выступления в антрепризах Сергея Дягилева в Париже, успешное участие в балетах «Сильфиды» и «Клеопатра» приносят Анне Павловой международное признание. Афиша с ее портретом работы Валентина Серова становится эмблемой знаменитых «Русских сезонов».

В 1910 году балерина создает свою собственную труппу, которая успешно и много гастролирует за рубежом. С легендарной танцовщицей почитают за честь сотрудничать лучшие театральные художники того времени: Константин Коровин (декорации к спектаклям), Иван Билибин (оформление спектаклей и эскизы костюмов), Константин Сомов и Леон Бакст (эскизы костюмов).

 

Неутомимая труженица, за двадцать два года гастролей Анна Павлова дала более девяти тысяч спектаклей во многих уголках земного шара: Египте и Китае, Японии и Мексике, своей жизнью доказывая, что язык танца не знает границ. В честь любимой балерины в Голландии поклонники вывели сорт тюльпанов, в Австралии и Новой Зеландии именем танцовщицы назвали воздушный десерт, появились духи и розы «Анна Павлова».

Визитной карточкой балерины на долгие годы стал «Умирающий лебедь» в постановке Михаила Фокина на музыку Камиля Сен-Санса. Легендарный номер был признан поэтическим символом русского классического балета, а саму исполнительницу стали называть прекрасным лебедем. Сравнение великой балерины с этой гордой и верной птицей не было случайным. Вся жизнь Анны Павловой  стала примером лебединой верности и самоотдачи. На заработанные во время гастролей деньги она спасает от тюрьмы и долгов любимого человека – Виктора Дандре, с началом Первой мировой войны устраивает благотворительные выступления в пользу Красного Креста, не забывает отправлять в Россию нуждающимся артистам Москвы и Петербурга сборы от спектаклей.

«Приготовьте мой костюм Лебедя!» – были последние слова легендарной балерины, умершей во время очередных гастролей 23 января 1931 года в Гааге. «Исключительный талант, исключительная натура, – она была для меня самым горячим дружеским человеком», – отозвался на смерть балерины великий Федор Шаляпин.

Мастерство Анны Павловой, которая, по словам поэта Сергея Маковского, «не изумляла техникой, а покоряла вдохновением», неотделимо от лучших образцов отечественной словесности. Ее прекрасный лебедь созвучен стихотворениям поэтов Серебряного века Максимилиана Волошина, Игоря Северянина, Константина Бальмонта, Александра Блока. «Классический балет! Искусство лучших дней!» и Павлову вспоминает Иосиф Бродский в стихотворении «Классический балет есть замок красоты». А красавица-лебедь Николая Заболоцкого напоминает любителям поэзии нежный облик самой балерины: «И светлое льется сиянье; / Над белым изгибом спины, / И вся она как изваянье / Приподнятой к небу волны».