«Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат. / Твое вино – рассвет. Твои созвучья в хоре, / Торопятся принять, в спешащем разговоре, / Цветов загрезивших невнятный аромат», – эти строки Константин Бальмонт посвятил Сергею Сергеевичу Прокофьеву, музыкой которого не уставал восхищаться. 23 апреля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося русского композитора XX века, которого нередко называют «поэтом радости», солнечным композитором. «Его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни» – восторженно отзывался о музыкальном наследии Прокофьева Дмитрий Кабалевский.
К юбилею прославленного композитора библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя приурочила библио-аккорд «Солнечный гений Сергея Прокофьева».
Будущий маэстро мелодий родился в 1891 году в имении Сонцовка (ныне село Красное недалеко от Донецка), где служил управляющим его отец. Воспитанием сына занималась мать Мария Григорьевна, талантливая пианистка-любительница. Уже в пять лет маленький Сережа одновременно с первыми уроками игры на фортепьяно сочиняет музыку, бережно записываемую матерью (рондо, вальсы, небольшие пьесы). В десятилетнем возрасте он пишет первую оперу – «Великан», а в тринадцать – музыкальный вундеркинд поступает в Петербургскую консерваторию, где его учителями становятся Николай Римский-Корсаков и Анатолий Лядов. На вступительный экзамен, по воспоминаниям композитора, он пришел «сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес». В студенческие годы композитор проявляет интерес к новым направлениям в музыке, со временем заявив о себе как о музыканте-новаторе. Окончив консерваторию, как композитор в 1909 году, Прокофьев продолжил обучение в ней как пианист. Когда в 1914 году талантливый выпускник завершил с триумфом учебу, он был удостоен золотой медали и премии.
В 1918 году Сергей Прокофьев уезжает за границу, где живет (сначала в США, затем – в Европе) и с успехом гастролирует как пианист и дирижер. Однако мыслями композитор все чаще возвращается в Россию: «Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский… Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь». В 1927 году музыкант приезжает с гастролями в Советский Союз, дает концерты в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе. Начиная с 1932 года, живя за границей, он, числился профессором-консультантом Московской консерватории. Окончательно на родину композитор возвращается в 1936 году.
Умеющий великолепно организовать свое время, Сергей Прокофьев оставил огромное творческое наследие – оперы и балеты, симфонии и инструментальные концерты, увертюры и сюиты, сонаты и кантаты, романсы и песни, музыку к спектаклям и фильмам, среди которых культовые киноленты Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный».
Сергей Сергеевич хорошо знал и любил литературу. Музыкальным украшением мировой и отечественной классики стали многие произведения композитора: оперы «Игрок» (по роману Федора Достоевского), «Любовь к трём апельсинам» (по пьесе Карло Гоцци), «Огненный ангел» (по роману Валерия Брюсова), «Обручение в монастыре» (по комедии Ричарда Шеридана «Дуэнья»), «Война и мир» (по роману Льва Толстого); балеты «Ромео и Джульетта» (по трагедии Уильяма Шекспира), «Золушка» (по сказке Шарля Перро), «Сказ о каменном цветке» (по мотивам уральских сказов Павла Бажова); вокальные сочинения на стихи Александра Пушкина, Анны Ахматовой, Константина Бальмонта.
«Если бы я был не композитором, я, вероятно, был бы писателем или поэтом», – замечал музыкант. Незаурядные литературные способности композитор проявил, увлекательно и остроумно описывая свою жизнь на страницах автобиографических произведений. Дневниковые записи 1913 года сохранили воспоминания композитора о первом посещении нашего полуострова. В конце января 21-летний Прокофьев вместе с консерваторским другом решает поехать в Крым, «переменить атмосферу, прокатиться, проветриться». Симферополь встречает музыкантов «довольно порядочной погодой». Они останавливаются в гостинице «Европейская» – самой большей и комфортабельной в городе. «Приняв тоже европейский вид» путешественники посещают театр и камерный музыкальный вечер, посвященный творчеству Чайковского. На следующий день молодые люди «обдуваемые тёплым ветерком и глядя на синее море», отправляются в путешествие по зимнему Крыму. Они посещают Алушту, Гурзуф, Ялту, Севастополь и Алупку, вызвавшую особое восхищение Прокофьева. «Дворец в Алупке хорош, а парк прямо очарователен и, будучи необыкновенно привлекательным для лета, заставил нас строить планы на этот счет. Появление солнца согрело нас чисто южным теплом, и мы, оценив Алупку лучшей инстанцией южного побережья, уселись в наш экипаж», — писал композитор. Через полгода (в июле-августе 1913 года) Прокофьев возвращается в уже летний Крым. На Южном берегу во время одного «прелестного переезда при восходящей луне» молодого Прокофьева впервые посещают мысли о дальних странствиях: «Меня тянуло путешествовать, далеко, в Америку, вокруг света...».
Прошло немногим более столетия и в наши дни музыка Сергея Прокофьева, которого называют Моцартом ХХ века, с успехом путешествует по всему земному шару. Ее автор, наряду с Петром Чайковским, – самый известный и самый исполняемый в мире русский композитор.