«Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек!», – восклицал Модест Петрович Мусоргский. 21 марта гениальному русскому композитору, творчество которого опередило свое время и оказало последующее влияние на развитие отечественной и мировой культуры, исполняется 185 лет со дня рождения.
«Он звуками умел нарисовать / И дня рассвет, и мчащиеся тучи, / И рокот волн, и колокол могучий, / И гром войны, и мира благодать», – эти поэтические строки Григория Лишина стали лейтмотивом организованного симферопольской библиотекой-филиалом №4 им. М.М. Коцюбинского арт-досье «Правдивым звуком передавший и скорбь, и радость родины своей».
Организаторы познакомили читателей со страницами творческой биографии талантливого композитора-новатора. Участники мероприятия узнали, что будущий композитор родился в Псковской губернии, с шестилетнего возраста обучался музыке и по семейной традиции готовился к военной службе. Поступив в Школу гвардейских подпрапорщиков Санкт-Петербурга, юноша одновременно брал уроки у известного пианиста Антона Герке. Решающим для его дальнейшего творческого пути стало знакомство с Александром Даргомыжским, Цезарем Кюи, Милием Балакиревым, Владимиром Стасовым, объединившихся в музыкальное содружество «Могучая кучка». Модест Петрович начал изучать музыкальную литературу, заниматься композицией. Ради занятий музыкой он в 1858 году оставил военную службу. Знакомство и тесное общение с музыкантами-единомышленниками подтолкнули молодого композитора к развитию самобытного, глубоко национального таланта. «Какая неистощимая руда для хватки всего настоящего – жизнь русского народа!», – писал Мусоргский, вдохновленный родной культурой и историей.
Мировую известность композитору принесла опера «Борис Годунов» (по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина). Однако за свою недолгую творческую жизнь он создал немало и других музыкальных произведений: оперы «Хованщина», «Женитьба», «Сорочинская ярмарка», «Саламбо»; цикл фортепианных миниатюр «Картинки с выставки»; вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Детская», признанные шедеврами музыкального искусства.
Интересной информацией для читателей стал рассказ о пребывании Мусоргского в Крыму, куда он отправился в 1879 году с концертной программой. Композитор посетил Севастополь, Ялту, Феодосию, Керчь и выразил восхищение полуденным краем не только в своих записях, но и в творчестве. Крымской земле Модест Петрович посвятил фортепианные пьесы «Близ Южного берега Крыма», «Гурзуф у Аю-Дага», а также большую музыкальную картину «Буря на Черном море».
Информационным сопровождением мероприятия стала выставка «Илья Муромец русской музыки», включающая издания по теме мероприятия.